?

Log in

No account? Create an account
Тюменские родители - детям-сиротам
Сообщество волонтеров
Арт-терапия – как коррекционный метод работы с детьми, оставшимися без родителей 
27-окт-2007 03:10 pm
nique
Арт-терапия – как коррекционный метод работы с детьми, оставшимися без родителей (и попавших в приёмную семью)

Что такое арт-терапия?

Арт-терапия – это психотерапевтический метод, основанный на использовании художественного творчества.
Арт-терапевтическая практика основана на том, что наиболее важные мысли и переживания человека, являющиеся порождением его бессознательного, могут находить выражение скорее в виде образов, чем в словах. Детям крайне трудно вербализировать свои состояния и рефлексировать их, особенно детям сиротам, пережившим сильные психологические травмы, поэтому арт-терапевтические занятия как нельзя лучше позволяют психологу работать с состоянием ребёнка, минуя слова и сознание. В процессе творческого акта внутренние конфликты переживаются вновь и, в конечном счёте, разрешаются.

Арт-терапевт создаёт для ребёнка безопасную среду, которой могут являться кабинет или студия и обеспечивает её различными изобразительными материалами – красками, глиной и т.д., находясь рядом с ним в процессе изобразительной работы.
Дети могут использовать предоставленные им материалы по своему желанию, стремясь в присутствии арт-терапевта выразить в изобразительной работе свои мысли и чувства. Арт-терапевт побуждает ребёнка к взаимодействию с изобразительными материалами, благодаря чему арт-терапевтический процесс представляет собой одно из форм диалога. Арт-терапевт выступает как посредник в диалоге ребёнка со своей изобразительной продукцией.


Процесс арт-терапии предполагает следование следующим основополагающим принципам, если один из этих принципов нарушается, то специалист уже не вправе называть происходящее арт-терапией:

  1. Занятия арт-терапии подразумевают под собой использование ребёнком разнообразных изобразительных материалов с целью выражения с их помощью содержаний своего внутреннего мира.

  2. Работа ребёнка с изобразительными материалами протекает в определённых условиях, помогающих создать у него ощущение безопасности и способствовать свободному выражению содержаний своего внутреннего мира.

  3. Работа ребёнка с изобразительными материалами протекает в присутствии специалиста, обладающего достаточным знанием природы художественного творчества и способного понимать психологическое содержание рисунков ребёнка и выступать в качестве посредника в «диалоге» ребёнка со своим рисунком.

  4. Арт-терапевтическая деятельность предполагает использование терапевтом определённых приёмов, помогающих ребёнку осознать отражённые в его рисунке содержания его внутреннего мира.



Посредством чего достигается положительный эффект арт-терапии или каковы основные факторы арт-терапевтического воздействия?

Первым фактором является само рисование. Художественная экспрессия – выражение чувств, потребностей, мыслей ребёнка посредством его работы различными изобразительными материалами и создание художественных образов. Положительный эффект арт-терапии достигается за счёт «исцеляющих» возможностей процесса художественного творчества, дающего возможность выразить и заново пережить внутренние конфликты.

Изобразительное творчество является мостом между миром фантазии и миром реальности. Оно включает себя элементы и того и другого, позволяя создать некий синтез, который ни ребёнок, ни взрослый не могут создать без помощи художественных средств. Порой чувства и мысли, которые пытается выразить ребёнок требуют символических средств коммуникации, ибо непосредственное их выражение будет слишком болезненным.

Вторым фактором являются отношения ребёнка с арт-терапевтом. Помимо важности самой изобразительной деятельности необходимо учитывать, что организация поведения ребёнка и его изобразительной работы способствует структурированию его психического опыта. Арт-терапевт во время занятий предстаёт перед ребёнком как значимый взрослый, с которым последний начинает выстраивать отношения согласно своей привычной схеме – то есть так, как он обычно привык строить отношения со взрослыми. Это позволяет терапевту увидеть и откорректировать проблемные моменты. Поэтому в ходе арт-терапевтических занятий у ребёнка формируются навыки психологической автономности, символической коммуникации и саморефлексии.

И последним, но не мене важным фактором терапии являются интерпретация и вербальная обратная связь. Занятия арт-терапией, помимо диагностического и исцеляющего, несут в себе обучающий эффект. По мере того, как ребёнок передаёт свой внутренний опыт в изобразительном творчестве, он очень часто становится способным описать его. Выражая содержание собственного внутреннего мира, он постепенно двигается к их осознанию. Когда рисунок воплощает чувство, и ребёнок начинает активно взаимодействовать с образом, становятся возможными психические изменения посредством самого рисунка. Арт-терапия дает возможность ребенку одновременно выступать в качестве «свидетеля » и «непосредственного участника» изобразительного процесса и проводить самосознание своего травматического опыта, переводя информацию из эмоционального на сознательный и интеллектуальный уровень.

На какие проблемы детей-сирот ориентирована работа арт-терапевта?

Одной из важных проблем, с которой мы сталкиваемся при работе с детьми, долго воспитывающимися в детском доме - неразвитость воображения и творческого мышления, основу чего составляет боязнь свободно проявлять себя. Здесь так же полное отсутствие умения играть у воспитанников детских домов, что связано не столько с ограниченностью их социального опыта, игровых навыков и умений, сколько с отсутствием свободного, не детерминированного внешне поведения, имеющего признаки игры. Ребёнок через игру познаёт мир, человеческие отношения, в игре формируется его фантазия, воображение, творческие способности, воля. Это поведение «для себя», поведение, доставляющее удовольствие, бескорыстное, не претендующее ни на какую внешнюю оценку.

Ограниченное, преимущественно групповое общение детей со взрослыми, практически отсутствие личного времени, которым ребёнок может распоряжаться по своему усмотрению не предоставляют ребёнку самостоятельности: твёрдый режим дня, постоянные указания взрослого, контроль – всё это исключает возможность развития творческой активности, лишает детей необходимости самостоятельно планировать, осуществлять и контролировать своё поведение, а формирует привычку к пошаговому выполнению чужих указаний.

А между тем наличие творческого мышления и воображения - необходимое условие для самореализации, успешной адаптации личности в социуме, выстраивания позитивной «я-концепции». Таким образом, чем выше уровень развития творческих способностей ребёнка, тем более свободным он становится и формирование его личности осуществляется не в условиях приспособления к требованиям окружающей среды, а в условиях его постоянной творческой активности, направленной на перестройку и окружающей его среды и самого себя.

Вторая проблема - отношения ребёнка, длительное время находящегося в детском доме, со взрослым.
Практически все дети-сироты перенесли травму разрыва с родителями – людьми, которых они любили и, несмотря ни на что, были привязаны к ним. Обычно, в их контактах ни с родителями, ни с работниками детского дома не было стабильности, которая так нужна детям для возможности образования значимой привязанности. Психологические исследования свидетельствуют о том, что нарушения общения, первоначально возникающие в диаде ребёнок - значимый взрослый, затем распространяются и на другие формы общения со взрослыми и сверстниками.

Выделяются два момента в общении воспитанников детского дома со взрослыми: с одной стороны напряжённость данной потребности, неудовлетворённость в потребности принятия со стороны взрослого, с другой – примитивность, неадекватность и неразвитость форм общения со взрослым. Неудовлетворённость в потребности общения проявляется в высокой исполнительности, безусловной, непосредственной зависимости ребёнка от взрослого, гипертрофированной сензитивностью ко всякому обращению взрослого, желанием обратить на себя его внимание, заслужить похвалу, что особенно актуально для младших школьников. Вместе с этим, несформированность навыков общения прорывается агрессивностью, стремлением обвинить окружающих, неумением и нежеланием признать свою вину, т.е. доминированием защитных форм поведения в конфликтных ситуациях и, соответственно, неспособностью конструктивно решить конфликт.

По мнению исследователей, большой проблемой является зависимость ребёнка, воспитываемого в детском доме, от взрослого. В младшем школьном возрасте она обнаруживается, как неспособность ребёнка выполнить даже не сложное задание без пошагового контроля учителя или воспитателя, в доминировании желаний отвечать требованиям взрослого, его социальным ожиданиям. В подростковом возрасте, зависимость ярко проявляется в особенностях становления «Я», самосознания и самооценки. Несмотря на это, обычно воспитатели и учителя не только не борются с этой эмоциональной зависимостью детей, но и максимально используют её в процессе обучения и воспитания. Сознательно или нет, взрослые стремятся культивировать такую зависимость, рассматривая её как проявление любви, несмотря на то, что подобная невротическая зависимость опасна для ребёнка.

Подобное взаимоотношение со взрослым отрицательно влияет на развитие личности ребёнка, прежде всего на его саморегуляцию, рефлексию, самостоятельную оценку результатов собственной деятельности.

Следующим важным вопросом в отношении детей-сирот является неразвитость способности к рефлексии, неумение осознавать себя, своих чувств, эмоций, переживаний – и, как следствие - отсутствие эмпатии и интереса к другим людям, способности откликаться на переживания другого человека, понимать его эмоциональное состояние и чувства. В дальнейшем это приводит индивида, и без того имеющего сложности в общении, к неумению выстроить дружеские, интимные отношения с человеком противоположного пола, большим трудностям в создании семьи, одиночеству, нереализованности себя, как члена социума.

Четвёртая, рассматриваемая нами проблема, формирования «я-концепции», самооценки ребёнка. «Я-концепция» формируется у человека очень рано, в первые месяцы жизни, особенно важную роль в её формировании играют детско-родительские отношения. В подростковом возрасте «я-концепция» приобретает активную роль, влияя на интерпретацию жизненного опыта, на те цели, которые человек ставит перед собой, на систему ожиданий и прогнозов относительно будущего, оценку достижений – и тем самым на собственное становление, развитие личности, деятельность и поведение. Для развития личности человека, становления его я-концепции важнейшее значение имеет то, как к нему относятся окружающие, каким его видят, как оценивают. Любой человек очень рано начинает ощущать, переживать, а впоследствии осознавать эти оценки и взгляды. Исследования показали, что у детей воспитывающихся вне семьи неразвита способность выстроить «образ я», дифференцировать собственный взгляд на себя и то впечатление, которое они создают у других. Ребёнок, с раннего детства растущий вне семьи, лишён безусловной любви, поэтому для него характерно простое, одномерное, нерасчленённое отношение к себе, сводящееся часто к негативной оценке, поскольку такова чаще всего оценка воспитателей.

А между тем, многочисленные психологические исследования свидетельствуют, что любовь к себе – одна из важнейших базовых потребностей человека. Люди с высокой самооценкой, высоким уровнем самоуважения характеризуются более высокими достижениями во всех видах деятельности, хорошей обучаемостью и меньше болеют. Доказано даже, что дети с позитивной самооценкой лучше успевают в школе. Из психотерапевтической практики известно, что при работе с неуспевающими детьми недостаточно только ликвидировать пробелы в знаниях. Для достижения хороших результатов совершенно необходимо проводить специальные занятия по повышению уровня самоуважения, самооценки ребёнка.

Ещё одной проблемой, актуальной в работе с детьми сиротами, является выстраивание временной перспективы, то есть работа с прошлым и будущим ребёнка. Психологические исследования подтверждают, что воспитанники детских домов имеют суженную, ограниченную самым ближайшим будущим временную перспективу. Важно, что формирование мотивации, связанной с достаточно отдалённым будущим наиболее интенсивно происходит в подростковом и раннем юношеском возрастах. Благоприятное развитие личности в этот период связано со становлением жизненного плана и глубокой, протяжённой временной перспективой будущего. Напротив, при неблагоприятном развитии личности фиксируется значительное сужение временной перспективы, тенденция жить сегодняшнем днём, не заботясь о завтрашнем или даже вообще как бы игнорируя движение времени.

Говоря о том, что дети живут сегодняшнем днём, настоящим, психологи объясняют это отсутствием чётких представлений о своём прошлом. Значение субъективного прошлого в развитии личности человека, становлении его идентичности часто недооценивается. Воспитатели, приёмные родители, зная, каким тяжёлым, часто почти невыносимым было прошлое их воспитанников, из самых лучших побуждений стараются о нём не вспоминать, всеми силами отвлекать ребёнка от воспоминаний о нём, подчеркнуть, что его жизнь начинается заново «с чистого листа». Это, однако, ни в коем-случае нельзя делать, потому что человек не может жить без прошлого. Вытесненное, неосмысленное, как бы забытое, оно в действительности никуда не уходит, а остаётся чуждым, враждебным, раздирающим личность на части. Идентичность как целостность, непрерывность во времени на этом пути недостижима. Из этого следует, что каким бы тяжёлым и безрадостным не было прошлое ребёнка, он должен его помнить. Взрослые должны заботиться о том, чтобы помочь ребёнку восстановить эти воспоминания, переработать их и включить в целостный субъективный опыт.

И, наконец, последней из проблем, рассмотренных здесь является повышенный уровень агрессии, который наблюдается у детей, долгое время проведших в детском доме. Причины возникновения данного явления вторичны: ощущение отторгнутости и заброшенности вследствие неудач в формировании родительской привязанности, возникновение в последствии негативной Я-концепции. Дефекты в становлении идентичности. При неустойчивости, спутанности, противоречивости и неопределённости я-концепции возникает постоянное переживание глубокого эмоционального дискомфорта. У детей, растущих вне семьи, часто отсутствуют способы социального подкрепления представления о собственной ценности, столь важного для нормального развития личности. При этих условиях глубокий эмоциональный дискомфорт как правило, выливается в агрессию. Всякий человек рождается с потенциалом конструктивной агрессивности, то есть стремлением освоить и изменить окружающий мир, творчески реализовать себя. При нормальном развитии конструктивная агрессивность ведёт к творчеству и гармоническому совершенствованию человека. При дефектном воспитании конструктивная агрессивность преобразуется в деструктивную, поскольку потенциал агрессии должен найти выход для сохранения психического и физического здоровья.


Чем поможет арт-терапия?


Во время арт-терапевтических сессий работа в той или иной мере ведется со всеми вышеперечисленными проблемами. Недирективность и безопасная обстановка, созданная терапевтом, а так же большой выбор художественных материалов, способствует развитию творческой активности и воображения.

Взаимодействие с терапевтом по определённым, установленным правилам в условиях безоценочного, безусловного принятия ребёнка, организует поведение ребёнка, способствует структурированию его психического опыта. Если арт-терапевт обладает достаточным уровнем профессионализма, если ему на сессии удалось создать безопасную обстановку безусловного, безоценочного приятия, ребёнок, в общении с ним получает то, что ему так необходимо в общении со взрослым – безусловную любовь, поддержку и внимание. В то же самое время, когда терапевт чётко контролирует соблюдение правил ребёнком, он организует его поведение, позволяя приобрести более конструктивные навыки коммуникации. Результатом взаимодействия арт-терапевта и ребёнка во время сессии будет приобретение ребёнком психологической автономности, когда он, уверенный в принятии взрослого, начав использовать полученные новые коммуникативные навыки, перестанет чувствовать невротическую зависимость от него.

Вышесказанное тесно связано с самооценкой и выстраиванием позитивной «я-концепции» ребёнком. Как уже говорилось, самооценка ребёнка, его уверенность в себе во многом зависит от мнения о нём взрослого, это особенно ярко в младшем школьном возрасте. Имея опыт позитивного общения со взрослым, ребёнок начинает смотреть на себя глазами принимающего его человека, таким образом позитивно меняется и его самооценка. Кроме того, процесс и результаты художественной деятельности помогают ребёнку оказаться в ситуации успеха. Если это ощущение будет поддержано и закреплено так же вне арт-терапевтических занятий (что происходит в Китеже, когда ребёнок попадает в приёмную семью), то данный опыт начинает значительно меняет представление ребёнка о себе в сторону выстраивания позитивной «я-концепции».

Третий фактор арт-терапевтического воздействия – интерпретация и обратная связь позволяет решить такую проблему, как неумение осознавать себя, различать свои эмоции и чувства. Рисуя, создавая образы, выражая свой внутренний опыт в изобразительном творчестве, ребёнок со временем становится способным описать его, а вместе с тем и осознать. Когда рисунок воплощает чувство, ребёнок как бы видит проявление своего чувства в материальном мире, что облегчает ему задачу назвать и распознать его. Таким образом, арт-терапевтические занятия становятся помощью ребёнку в приобретении навыков рефлексии. Через осознание себя, понимание ценности своих чувств и внутреннего опыта, победу над страхом себя неизвестного, ребёнок становится готов к пониманию и принятию чувств окружающих его людей.

Во время арт-терапевтической сессии, кроме того, ведётся работа над расширением временной перспективы ребёнка. Она заключается в проработке прошлого, часто негативного и загнанного вглубь сознания опыта. Дело в том, что образы прошлого, спрятанные, неосознаваемые, никуда тем не уходят, а от рисунка к рисунку начинают прорываться в работах ребёнка. Очевидно, что многие «запретные» и, тем не менее, актуальные для ребёнка попавшего в беду темы – такие как секс, насилие, голод, смерть, утраты и многие другие – очень сложно обсуждать, пользуясь лишь словами. Для того, чтобы их обсуждать, необходим иной язык. Искусство предоставляет его, позволяя трансформировать сложные переживания. Невербальным способом выражая образы прошлого, ребёнок делится ими с арт-терапевтом, оказываясь уже не один в этой борьбе с монстрами в своём сознании. В какой-то момент подобной работы с прошлым, наступает его интеграция и это начинает проявляться в рисунках ребёнка. Проработанное прошлое даёт свободу для того, чтобы выстраивать более далёкую перспективу будущего. Теперь дело родителей, психологов помочь ребёнку начать планировать, ставить перед собой цели, в общем создать некую временную протяжённость в рамках собственной «я-концепции».

И, наконец, своей задачей арт-терапия видит работу с сильными эмоциями, такими как агрессия и страхи. Как уже говорилось, это вторичное проявление проблем, перечисленных выше: низкой самооценки, вытесненного прошлого, неумения общаться, фрустрированной потребности во внимании и одобрении взрослого. Сильные эмоции подобны боли, которая нужна для того, чтобы показать, что в организме не всё в порядке. Проявление их – первое, что видит терапевт, начиная работать с ребёнком, и то является началом процесса исцеления. Профессионализм терапевта здесь заключается в том, чтобы позволить ребёнку свободное, неограниченное проявление эмоций на бумаге, в творчестве, и в тоже время не допустить распространение их на самого себя, ребёнка и окружающее реальное пространство. Естественное течение процесса арт-терапии должно привести к решению первичных проблем, результатом чего будет спад активности в проявлении негативных эмоций, но ни в коем случае терапевт не должен искусственным образом гасить их.

Последнее, что нельзя не отметить, говоря о функциях арт-терапии - это её диагностическое значение. Несмотря на то, что интерпретациям арт-терапевта принадлежит вторичная роль и более важной представляется организация и интеграция изобразительного процесса, тем не менее, в рисунках как нельзя лучше могут проявляться проблемные области обнаружить которые просто в разговоре с ребёнком или в ходе наблюдения за ним не всегда удаётся. Помимо этого, в особенностях рисунка отражается общий уровень психического развития ребёнка, поскольку ребёнок рисует то, что понимает, а не то, что видит. Поэтому по рисункам ребёнка можно судить так же о созревании тех или иных психических функций и даже об органических нарушениях. Здесь арт-терапия тесно взаимодействует с рисуночными проективными методиками.



Продолжение здесь (практика)
This page was loaded июл 18 2018, 6:46 pm GMT.